Чит-код для бизнеса — сразу VIP
на Яндекс Пэй и Сплит

Акция Читкод Пей Сплит 01-31.10.2026
Связаться с нами

Для клиентов 8 (800) 500-25-57

Для покупателей 8 (800) 707-69-57

По вопросам заказов обращайтесь напрямую в магазины по контактам в квитанции

Написать в поддержку

Связаться с нами

Для клиентов 8 (800) 500-25-57

Для покупателей 8 (800) 707-69-57

По вопросам заказов обращайтесь напрямую в магазины по контактам в квитанции

Написать в поддержку

Чеки самозанятого задним числом: сроки, особенности и штрафы

Чеки самозанятого задним числом: сроки, особенности и штрафы

Чеки самозанятого задним числом: сроки, особенности и штрафы
Дата 09.10.2026
Время чтения 5 минут
Кол-во просмотров 1

Чек должен выдаваться при каждом расчете. При расчете наличными или картой самозанятый оформляет чек сразу. Если самозанятый забыл сформировать чек, его можно выдать задним числом, но есть ограничения. Разберем сроки, порядок действий и ограничения.

Когда чек можно оформить задним числом

При временной недоступности приложения «Мой налог» плательщик НПД вправе сформировать чек позже (в течение суток после возобновления работы приложения), указав в нем реальную дату получения дохода. Чек нужно выбить тем числом, когда произошло получение денег. Это нужно, чтобы ФНС верно смогла учесть доход. 

Также необходимо, чтобы чек был сформирован до девятого числа месяца, следующего за отчетным.

Пример 1. 

Рассмотрим ситуацию, связанную с безналичной оплатой. Заказчик перевел деньги на карту самозанятого 5 мая. В тот день исполнитель находился за городом, где не ловила сеть. Открыть приложение «Мой налог» он не смог. Вернувшись в город, самозанятый только 7 мая зашел в приложение. Он сформировал новую продажу, но выбрал дату расчета 5 мая, так как деньги поступили именного тогда. При этом он верно указал сумму и наименование услуги. Данные о сделке ушли в налоговую службу. В этом случае нарушения нет. Важно, чтобы дата выдачи чека и поступления денег совпадали. 

Пример 2.

Передача денег происходила за наличный расчет. 12 мая самозанятый получил деньги от заказчика. Чек он обязан был выдать сразу при оплате. Но исполнитель отвлекся и вспомнил о документе только 3 июня. В приложении он создал документ с датой расчета 12 мая. Формально это нарушение. Чек положено выдавать сразу при получении денег. Если налог уплачен полностью и инспекция не увидит сокрытия дохода, риск штрафа ниже. 

Пример 3.

Еще пример, в котором самозанятый не уложился в сроки. 7 марта самозанятый получил доход. Чек он не создал. О сделке и необходимости сформировать чек самозанятый вспомнил только 15 апреля. Срок для безналичных расчетов истекал 9 апреля. Самозанятый сформировал чек с датой 7 марта, но сделал это позже установленного срока. Налоговая вправе расценить ситуацию как нарушение и назначить штраф. Если налог с этого дохода оплачен позже, ФНС дополнительно начислит пени.

Пример 4.

Самозанятый получил оплату 1 февраля, но приложение «Мой налог» перестало открываться. Продажу не получалось сформировать в течение 2 следующих дней. Фрилансер сохранил скриншоты с ошибкой программы и написал в поддержку. Приложение полноценно заработало только 4 февраля. Если проблема устранена в течение суток, ответственность не наступает. Доказательства сбоя лучше сохранить. Подойдут скриншоты, ответы поддержки или же отметки об ошибке. Закон делает исключение для технических сбоев: если программа не работала, и вы не смогли сформировать чек в срок, ответственность не наступает. Но как только приложение восстановится, необходимо создать чек в течение 24 часов.

Штрафы, риски и последствия

Субъект

Ситуация

Что делать

Риски и последствия

Самозанятый

Чек не создан в срок

Оформите чек позже. Укажите реальную дату расчета. Лучше успеть до 9-го числа следующего месяца

Нарушение обойдется в 20% от суммы расчета. Повторное нарушение в течение полугода — уже 100%. 

Сверх этого — пени за каждый день просрочки налога.

Самозанятый

Технический сбой в приложении

Сохраните доказательства сбоя. Создайте чек в течение суток после устранения проблемы

Ответственности нет, если уложились в сутки

Самозанятый

Ошибка в чеке

Аннулируйте чек и создайте новый с той же датой расчета

Редактировать чек нельзя

Как оформить чек позже и исправить ошибку

Сделаем это на примере. Представим, что действуем от имени самозанятого, который сдает недвижимость. Квартиранту обязательно нужны чеки, так как он может арендовать жилье и компенсировать стоимость аренды за счет своего работодателя.

Съемщик жилья предоставил в бухгалтерию чек. Бухгалтерия попросила изменить формулировку с «Услуги по сдаче квартиры» на «Оплата проживания с одной даты по другую».

В этом случае самозанятому нужно действовать так:

1. Открыть приложение или перейти на сайт «Мой налог».

2. В меню «Выручка» -> «История операций» выбрать чек, который нужно аннулировать. Напротив нужной операции нажать «Аннулировать чек».

Чеки самозанятого задним числом: сроки, особенности и штрафы

3. В том же разделе меню зайти в «Новая продажа» и выдать чек тем же числом, когда получил деньги. Осталось ввести корректное наименование и стоимость аннулированного чека. 

Чеки самозанятого задним числом: сроки, особенности и штрафы

4. Нажать на кнопку «Выдать чек».

Чеки самозанятого задним числом: сроки, особенности и штрафы

Заключение

Таким образом, главное правило для самозанятого — выдавать чек в момент расчета. Если это невозможно, закон позволяет сделать это позже, но с двумя ключевыми условиями: указать реальную дату получения дохода и уложиться до 9-го числа следующего месяца. Если приложение ФНС сбоит, чек можно выдать в течение 24 часов после восстановления работоспособности приложения.

Чит-код для бизнеса VIP-тариф на Яндекс Пэй и Сплит
Сквозной блок баннер для блога - горизонтальный, после статьи

Смотрите также

Остались вопросы?

Расскажем о наших продуктах и поможем определиться с решением для вашего бизнеса